Территориальный центр медицины катастроф (далее – Центр) является структурным подразделением КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова».
Непосредственное руководство Центром осуществляет заместитель главного врача по гражданской обороне, мобилизационной работе и медицине катастроф КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова».
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Кировской области, уставом КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова».
Центр является органом повседневного управления Службы медицины катастроф Кировской области и осуществляет планирование медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, оперативно-тактическое руководство и координацию деятельности при подготовке и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.
Центр взаимодействует с имеющимися на территории региона органами управления, формированиями и организациями Минздрава России, Минобороны России, МЧС России, МВД России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем службы медицины катастроф.
Основные задачи
Центр функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности Центр выполняет следующие задачи:
- текущее планирование и организация работы органов управления, сил и средств службы медицины катастроф региона (далее – Служба) в режиме повседневной деятельности;
- развитие и совершенствование системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;
- участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в зонах (районах) возможных чрезвычайных ситуаций в плане возможных медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, снижения воздействия на здоровье населения при их возникновении, участие в повышении уровня медицинской защиты населения и в его обучении правилам профилактики поражений и оказания первой помощи;
- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- планирование медико-санитарного обеспечения населения на случай возникновения чрезвычайной ситуации;
- поддержание в готовности к работе в чрезвычайных ситуациях органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава, проведение проверок, учений и тренировок, в т.ч. с использованием телекоммуникационных технологий;
- ведение информационной базы данных о силах и средствах Службы региона;
- обеспечение связи и информационного взаимодействия органов управления, сил и средств Службы;
- непрерывное взаимодействие с оперативным отделом КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова» для обеспечения постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
- контроль функционирования системы экстренной консультативной скорой медицинской помощи пострадавшим (больным), в том числе контроль за использованием телемедицинских технологий;
- участие в организации и проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;
- поддержание взаимодействия между входящими в Службу органами управления, формированиями и учреждениями;
- координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;
- обучение приемам первой помощи личного состава аварийно-спасательных формирований Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и других контингентов населения;
- создание резервов медицинского имущества, его накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по материально-техническому обеспечению Службы и его совершенствованию, включающему оснащение ее формирований и учреждений необходимыми материальными и техническими средствами, позволяющими организовать работу при различных чрезвычайных ситуациях;
- контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы;
- обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и ведение установленной статистической отчетности;
- организационно-методическое руководство ведением мероприятий гражданской обороны в организациях здравоохранения;
Мероприятия режима повседневной деятельности должны обеспечить быстрый и полный переход в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.
В режиме повышенной готовности:
- организация оповещения через оперативный отдел о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы;
- организация и контроль выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы мероприятий режима повышенной готовности, плана медицинского обеспечения населения в чрезвычайной ситуации, проверка их выполнения и готовности;
- организация работы оперативного Штаба по ликвидации медицинских последствий ЧС, создание оперативных групп;
- контроль подготовки формирований Службы (бригад первичной медико-санитарной помощи, бригад специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи к своевременному реагированию при введении режима чрезвычайной ситуации;
- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений руководителю Службы по содержанию и организации мероприятий;
- уточнение планов медицинского обеспечения населения при чрезвычайной ситуации с учетом возникшей обстановки и прогнозирования ее изменений, уточнение запланированных мероприятий;
- участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайной ситуации;
- уточнение потребности в средствах индивидуальной защиты, подготовка их к выдаче личному составу службы медицины катастроф и населению, обучение порядку их применения;
- проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение; проведение мероприятий по сокращению сроков выдачи имущества медицинским формированиям службы, пополнению недостающим оснащением;
- уточнение планов взаимодействия с органами управления и формированиями Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также между органами управления, учреждениями и организациями министерств и ведомств, силы которых входят в состав Всероссийской службы медицины катастроф;
- проведение мероприятий по подготовке к работе и усилению устойчивости лечебно-профилактических организаций в чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайной ситуации:
- через оперативный отдел оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;
- сбор информации об обстановке в районе (зоне) чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений руководителю Службы по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
- введение в действие (по указанию руководителя Службы – министра здравоохранения области) соответствующих разделов (положений) плана медико-санитарного обеспечения населения (с учетом характера ЧС);
- немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп оперативного Штаба по ликвидации медицинских последст, формирований и учреждений службы;
- организация взаимодействия с аварийно-спасательными формированиями, формированиями ВСМК и других подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, работающими в зоне (очаге) чрезвычайной ситуации, и участие в оказании пораженным медицинской помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;
- участие (совместно с аварийно-спасательными формированиями Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в организации оказания пораженным первой помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;
- организация мероприятий медицинского обеспечения (лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также по снабжению медицинским имуществом), возлагаемых на службу медицины катастроф;
- организация и осуществление медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
- организация медицинского обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;
- участие в организации санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов и участников ликвидации ЧС, медицинского контроля за состоянием здоровья персонала формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
- обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их материально-техническое обеспечение и снабжение медицинским имуществом;
- организация контроля за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, и обеспечения его специальной одеждой и средствами защиты;
- ведение и своевременное предоставление донесений, учетных и отчетных документов.